+7 (8512)24-66-91
Совместная археологическая экспедиция Школы "Археология Нижнего Поволжья" Астраханского государственного университета, Государственного исторического музея и Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая
Город в XI-XII вв.

Город в XI-XII вв.

 

Масса интересных находок на Самосдельском городище связана с огузами — предками многих современных тюркоязычных народов (туркмен, турок и др.), которые составили основу населения дельты Волги после разгрома Хазарского каганата. Материальная и духовная культура огузов, которых русские летописи именуют «торками», была до сих пор известна в южнорусских степях только по захоронениям, и лишь на Самосдельском городище удалось впервые обнаружить культурные слои поселения, генетически связанного с археологическими культурами Центральной Азии — нижнего и среднего теченияСырдарьи и Семиречья.

Керамика из слоёв XIXII веков связана своим происхождением со степными комплексами Центрального Казахстана и Приаралья (городища Асанас, Кескен-куюк-кала)[23][24]. Прослеживаются связи керамического комплекса городища с материалами низовий Амударьи (Ток-кала)[25][26] и средневековыми курганными могильниками Устюрта[27].

В связи с этим было выдвинуто предположение о возможности выделения в составе населения городища огузского компонента[28][29]. Существует мнение, что именно огузы составляли гарнизон города-крепости Саркел, защищавшей западные рубежи Хазарского каганата[30]. Из письма хазарского царя Иосифа Хасдаю ибн Шапруту известно о том, что его охраняет гвардия из хорезмийцев-мусульман. Возможно, что «ал-арсийа» — гвардейцы хазарского царя — являлись огузами — выходцами из Северного Хорезма. Это предположение объясняет пути проникновения огузов в дельту Волги в X веке.

На фоне хорошо выделяющегося компонента импортной керамики — хорезмийской, закавказской, ширванской — абсолютное большинство гончарной посуды из слоёв X—XII вв. составляет посуда булгарского производства[31], сделанная булгарскими мастерами непосредственно на месте. Столь значительные масштабы керамического производства позволяют говорить о тесных связях Самосдельского городища с Волжской Булгарией в XIXII веках.

Город, разросшийся и ставший более благоустроенным к XI веку, как это видно из результатов раскопок, предположительно соотносится с торговым городом Саксином, о котором упоминает средневековый путешественник, купец и писатель Абу Хамида ал-Гарнати (исп.)русск., называя его городом гузов[32]. Он сообщает, что в городе Саксин (Саджсин) «существует сорок племён гузов, каждое из которых обладает собственным эмиром. У них большие жилища; в каждом жилище громадная палатка, вмещающая сотню человек и укрытая войлоком»[32]. Тот же ал-Гарнати упоминает среди населения города ещё ибулгарсувархазар (вероятно, остатки населения, сохранившегося со времён Хазарского каганата). Причём каждое из этих племён имело свою соборнуюмечеть и свой квартал[32]. Кроме того, путешественник упоминает о «тысячах» купцов из Магриба и из других стран, которых он видел в Саксине, что говорит о значительных торговых связях Саксина и об их интенсивности. По материалам раскопок на городище видно, что именно огузский и булгарскийкомпоненты составляли основу населения Самосдельского городища XIXIII веков, что делает ещё более вероятной локализацию Саксина именно на месте Самосдельского городища. Город являлся центром транзитной торговли, что демонстрируется широкой географией находок из культурных слоёв XIXIII веков.

Находки с Самосдельского городища подтверждают мнение С. П. Толстова о комплексном земледельческо-скотоводческо-рыболовецком хозяйстве полуоседлых огузов[23]. Булгары Самосдельского городища, видимо, выполняли роль поставщиков ремесленных товаров и организаторов торговли. Даже если город, как пишет ал-Гарнати, находился под политическим господством огузов, то значение булгарской материальной культуры было весьма велико[33].